| ||||||
|
| |||||
Проект "История обрядов, традиций, игр жителей Сосновского района"Методические аспекты проекта «История обрядов, традиций, игр жителей Сосновского района». Этапы учебно - исследовательской проектной работы: • I этап. Выбор и формулировка темы. • II этап. Знакомство со всей опубликованной литературой по данной проблеме и • составление библиографии. • III этап. Составление плана. • IV этап. Изучение литературы, написание конспектов, тезисов и аннотаций на прочитанное, проведение анкетирования, интервью, накопление собственных выводов, обобщений, продумывание доказательств. • V этап. Оформление результатов работы. • VI этап. Презентация результатов проделанной работы на научной конференции.
Главный критерий при выборе темы - личность ребенка, сфера его интересов. При проведении данной работы было взято во внимание то, что бабушка ученицы имела большой фактический материал об обрядах жителей, проживала в сельской местности, где соблюдались обряды. Её внучка – автор данной работы – рассказала об этом учителю, когда она проводила опрос учеников по данной проблематике. Внучка решила собрать больше материала по данной теме и написать работу. Второй критерий - актуальность, общественная значимость темы. Прежде всего надо исследовать те проблемы, которые предыдущими поколениями не были затронуты. Практическая потребность. Например, необходимость обработать материалы экспедиции. В данном проекте потребность заключалась в том, чтобы накопить материал по истории края. Участники данного проекта — ученики МОУ Сосновская сош № 1, участники краеведческого клуба школьного музея Сосновского района Нижегородской области, руководитель проекта — учитель истории Андрианова Татьяна Сергеевна. Цель исследования - это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Цель данного проекта — выявить значение обрядов в жизни русского народа, создав конечный продукт – исследовательскую работу об обрядах. Задачи проекта -
Объект исследования - традиции жителей Сосновского района. Предмет исследования — обряды жителей Сосновского района, связанные с периодом Святок. Проект «обрядовые традиции жителей Сосновского района» Нижегородской области осуществлялся в течение одного года с 2009-по 2010 г. Проект рассчитан на продолжение работы в ходе сбора нового материала. Методы, с помощью которых осуществлялся проект – § Подбор и обработка данных § Работа с источниками § Работа с литературой § Работа с архивными материалами § Анализ исторического источника § Сбор полевого этнографического материала, который включает в себя: u опрос жителей, u анкетирование, u запись интервью, § Подведение итогов работы В рабочем плане три части: • указывается цель планируемых экспериментов; перечислить необходимый для проведения эксперимента инвентарь; формы записей в черновых тетрадях. В рабочий план включается так же первичная обработка и анализ результатов практических действий, этап их проверки. План должен предусматривать всё, что можно предвидеть уже на первом этапе. Определить объект, предмет исследования, методы; • описание экспериментальной части работы. Содержание экспериментальной части зависит от темы работы, объектной области, в соответствие с чем определяется его специфика. Необходимо проанализировать насколько выбранные методы помогут подтвердить гипотезу, уточнить соответствие целям исследования; • оформление результатов исследования. Прописывается способ экспертизы и представления результатов исследования – от рецензии до обсуждения в группе учащихся и выступления на конференции. Чем чаще результаты подвергаются обсуждению в разных по составу аудиториях, тем лучше для её автора. На завершающем этапе целесообразно продумать способ представления результатов своего исследования на городскую конференцию, отработать формы представления в виде статьи и тезисов, осмыслить возможные рекомендации по практическому применению результатов, т.е. спланировать внедренческий этап исследования. План-проспект. План-проспект – это такой план, который представляет собой реферативное, более подробное изложение вопросов, по которым будет систематизироваться весь собранный фактический материал. План-проспект служит основой для последующей оценки научным руководителем учащегося соответствия его работы целям и задачам проводимого исследования. 1. Выбор проекта. 2. Определение участников проекта. 3. Выдвижение цели и задач проекта. 4. Определение территории осуществления проекта. 5. Определение методов осуществления проекта. 6. Подготовка материалов для проекта (техники, примерной тематики вопросов и др.). 7. Осуществление проекта (встречи с жителями, записи интервью, фотографирование, поисковая работа и др.). 8. Промежуточное подведение итогов. 9. Обработка полученной информации, отбор материала, систематизация полученных данных. 10. Написание работы, оформление альбома и др. 11. Подведение окончательных итогов. Особенности записей интервью. Уже в ходе изучения материала у тех, кто собирается взять интервью, складывается план будущей беседы. Каким он будет - с заранее сформулированными, четко продуманными вопросами или только в виде схемы, наброска тех главных проблем, которые можно решить, зависит, во-первых, от целей интервью, от самого опрашиваемого. Желательно наличие строгого списка вопросов. Так как известен круг задаваемых вопросов. Заранее подготовленные вопросы нужно иметь и для беседы по телефону, а так же, если она проходит в условиях ограниченного времени для интервью. Необходимо иметь следующий план для опроса: рабочую гипотезу, то есть представление о проблеме, ее развитии, ее месте в изучаемом вопросе, или, если речь идет об интервью-портрете, о главных чертах героя и так далее. Рабочая гипотеза - это по существу обдумывание конкретных целей интервью на новом уровне, то есть конкретизировать цели, вооружившись тщательным изучением предмет, будущего собеседника. Обязательные правила при записи интервью: O запись точной даты интервью. O Всех данных опрашиваемого человека. O Запись пола, возраста, его места рождения. O Выяснить адрес проживания опрашиваемого человека, телефон и др. От этого зависят результаты обработки полученных данных. Например, в разных населенных пунктах по-разному гадали, были разные обычаи, обрядовые песни и др. Желательно записать на диктофон песни, голоса опрашиваемых и др., сделать фотографии. При обработке данных интересно сравнить традиции жителей близлежащих населенных пунктов и сделать соответствующие выводы. Вопросы анкетирования для опрашиваемых людей: u Когда и где Вы родились? u Где вы сейчас проживаете? u В какой местности вы проживали в молодые годы (городской, сельской)? u Праздновали ли в вашей местности Святки? u Было ли принято в вашей местности гадать на Святки? u Собирались ли Вы группами на Святки? u Принято ли было наряжаться на Святки? u Если «да», то отличалась ли одежда ряженых у людей разного пола? u Была ли одежда однотипной у представителей одного пола? u Принято ли было ходить по домам в вашей местности во время Святок? u Если «да», то принято ли было говорить какие-то слова, когда заходили в чужие дома? u Могла ли во время Святок молодежь совершить какие-то особые действия, например, завалить вход дровами у некоторых жителей и т. п. ? u Участвовали ли в гадании представители разных полов? u Использовали ли при гадании какие-либо предметы? u Если «да», то какие могли использовать предметы? u Существуют ли какие-то обряды в вашей местности в современный период? Работа по обработке полученных данных. Любая работа требует выводов и заключения. Выводы нужны для того, чтобы кратко охарактеризовать основные результаты, к которым пришел автор в процессе работы. На данном этапе гипотезы сопоставляются с полученными результатами исследования, подтверждаются или опровергаются, становятся утверждениями, которые формулируются как результат исследований, как вывод. Кратко формулируются основные результаты работы в виде утверждения, а не перечисления всего того, что было сделано. Утверждающее содержание вывода - это то, на чем настаивает автор, что он готов защищать и отстаивать; иными словами, выводы - это убеждения автора работы, за которые он готов бороться. Формулировки выводов должны быть краткими и точными, и, как правило, состоять из одного - трех пунктов. Прогнозируемый результат проекта – получение конкретного продукта. В данном случае - накопление материала об обрядовых традициях жителей Сосновского района во время Святок и написание исследовательской работы «Обряды жителей Сосновского района Нижегородской области во время Святок», оформление альбома о традициях края. Оценка проекта – в ходе осуществления проекта были достигнуты положительные результаты. Собран материал о традициях жителей края, составлена работа. В ходе осуществления проекта были исследованы, изучены обрядовые традиции жителей Сосновского района Нижегородской области. Выяснено, что традиции отличались в зависимости от места жительства, уровня жизни населения, социального развития. Во время Святок гадали во всех селениях района. Но в селах, деревнях эти гадания были более распространены, были связаны с более глубокими традициями, сохраняли более длительный период свой колорит, напевность и другие особенности. В поселке обряды носили менее детальный характер, в памяти жителей не осталось глубоких воспоминаний. Поэтому важно общаться с жителями деревень, сел, сохраняющих до сих пор обрядовость, помнящих песни и другие особенности быта середины ХХ в. Все песни, прибаутки подробно записывать. Самооценка – положительная, так как все получили опыт исследовательской работы, опыт коммуникативных навыков, сбора материала. Работа увлекла, сплачивала, заинтересовывала. Участники проекта: учитель МБОУ Сосновская СОШ № 1 Андрианова Татьяна Сергеевна, учитель истории МБОУ Панинская СОШ Т. В. Студенова. Время осуществления проекта - 2011-2012 гг. | ||||||
| ||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |