Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                                                            СОСНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ

                       ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

 

Проект "История обрядов, традиций, игр жителей Сосновского района"

 

  Методические аспекты проекта

 «История обрядов, традиций, игр  жителей Сосновского района».

Этапы учебно - исследовательской проектной работы:

         I этап. Выбор и формулировка темы.

         II этап. Знакомство со всей опубликованной литературой по данной проблеме и

         составление библиографии.

         III этап. Составление плана.

         IV этап. Изучение литературы, написание конспектов, тезисов и аннотаций на прочитанное, проведение анкетирования, интервью, накопление собственных выводов, обобщений, продумывание доказательств.

         V этап. Оформление результатов работы.

         VI этап. Презентация результатов проделанной работы на научной конференции.

 

       Главный критерий при выборе темы - личность ребенка, сфера его интересов.

При проведении данной работы было взято во внимание то, что бабушка ученицы имела большой фактический материал об обрядах жителей, проживала в сельской местности, где соблюдались обряды. Её внучка – автор данной работы – рассказала об этом учителю, когда она проводила опрос учеников по данной проблематике. Внучка решила собрать больше материала по данной теме и написать работу.

          Второй критерий - актуальность, общественная значимость темы. Прежде всего надо исследовать те проблемы, которые предыдущими поколениями не были затронуты.  Практическая потребность. Например, необходимость обработать материалы экспедиции. В данном проекте потребность заключалась в том, чтобы накопить материал по истории края.

Участники данного проекта — ученики МОУ Сосновская сош № 1, участники краеведческого клуба школьного музея  Сосновского района Нижегородской области, руководитель проекта — учитель истории Андрианова Татьяна Сергеевна.

Цель исследования - это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы.

Цель данного проекта — выявить значение обрядов в жизни русского народа, создав конечный продукт – исследовательскую работу об обрядах.

Задачи проекта -

  • рассмотреть обрядовые традиции жителей Сосновского района во время Святок;
  • сравнить традиции жителей разных населенных пунктов и выявить общие черты и отличия;
  • показать значение традиций в жизни русского народа.

Объект исследования - традиции жителей Сосновского района.

Предмет исследования — обряды жителей Сосновского района, связанные с периодом Святок.

Проект «обрядовые традиции жителей Сосновского района» Нижегородской области осуществлялся в течение одного года с 2009-по 2010 г. Проект рассчитан на продолжение работы в ходе сбора нового материала.

Методы, с помощью которых осуществлялся проект –

§  Подбор и обработка данных

§  Работа с источниками

§  Работа с литературой

§  Работа с архивными материалами

§  Анализ исторического источника

§  Сбор полевого этнографического материала, который включает в себя:

u опрос жителей,

u анкетирование,

u запись интервью,

§  Подведение итогов работы

В рабочем плане три части:

• указывается цель планируемых экспериментов; перечислить необходимый для проведения эксперимента инвентарь; формы записей в черновых тетрадях. В рабочий план включается так же первичная обработка и анализ результатов практических действий, этап их проверки. План должен предусматривать всё, что можно предвидеть уже на первом этапе. Определить объект, предмет исследования, методы;

• описание экспериментальной части работы. Содержание экспериментальной части зависит от темы работы, объектной области, в соответствие с чем определяется его специфика. Необходимо проанализировать насколько выбранные методы помогут подтвердить гипотезу, уточнить соответствие целям исследования;

• оформление результатов исследования. Прописывается способ экспертизы и представления результатов исследования – от рецензии до обсуждения в группе учащихся и выступления на конференции. Чем чаще результаты подвергаются обсуждению в разных по составу аудиториях, тем лучше для её автора. На завершающем этапе целесообразно продумать способ представления результатов своего исследования на городскую конференцию, отработать формы представления в виде статьи и тезисов, осмыслить возможные рекомендации по практическому применению результатов, т.е. спланировать внедренческий этап исследования.

План-проспект.

      План-проспект – это такой план, который представляет собой реферативное, более подробное изложение вопросов, по которым будет систематизироваться весь собранный фактический материал. План-проспект служит основой для последующей оценки научным руководителем учащегося соответствия его работы целям и задачам проводимого исследования.

1.     Выбор проекта.

2.     Определение участников проекта.

3.     Выдвижение цели и задач проекта.

4.     Определение территории осуществления проекта.

5.     Определение методов осуществления проекта.

6.     Подготовка материалов для проекта (техники, примерной тематики вопросов и др.).

7.     Осуществление проекта (встречи с жителями, записи интервью, фотографирование, поисковая работа и др.).

8.     Промежуточное подведение итогов.

9.     Обработка полученной информации, отбор материала, систематизация полученных данных.

10.                       Написание работы, оформление альбома и др.

11.                       Подведение окончательных итогов.

Особенности записей интервью.

Уже в ходе изучения материала у тех, кто собирается взять интервью, складывается план будущей беседы. Каким он будет - с заранее сформулированными, четко продуманными вопросами или только в виде схемы, наброска тех главных проблем, которые можно решить, зависит, во-первых, от целей интервью, от самого опрашиваемого. Желательно наличие строгого списка вопросов. Так как известен круг задаваемых вопросов. Заранее подготовленные вопросы нужно иметь и для беседы по телефону, а так же, если она проходит в условиях ограниченного времени для интервью. Необходимо иметь следующий план для опроса: рабочую гипотезу, то есть представление о проблеме, ее развитии, ее месте в изучаемом вопросе, или, если речь идет об интервью-портрете, о главных чертах героя и так далее. Рабочая гипотеза - это по существу обдумывание конкретных целей интервью на новом уровне, то есть конкретизировать цели, вооружившись тщательным изучением предмет, будущего собеседника.

Обязательные правила при записи интервью:

O запись точной даты интервью.

O Всех данных опрашиваемого человека.

O Запись пола, возраста, его места рождения.

O  Выяснить адрес проживания опрашиваемого человека, телефон и др.

От этого зависят результаты обработки полученных данных. Например, в разных населенных пунктах по-разному гадали, были разные обычаи, обрядовые песни и др. Желательно записать на диктофон песни, голоса опрашиваемых и др., сделать фотографии.

При обработке данных интересно сравнить традиции жителей близлежащих населенных пунктов и сделать соответствующие выводы.

Вопросы анкетирования для опрашиваемых людей:

u Когда и где Вы родились?

u Где вы сейчас проживаете?

u В какой местности вы проживали в молодые годы (городской, сельской)?

u Праздновали ли в вашей местности Святки?

u Было ли принято в вашей местности гадать на Святки?

u Собирались ли Вы группами на Святки?

u Принято ли было наряжаться на Святки?

u Если «да», то отличалась ли одежда ряженых у людей разного пола?

u Была ли одежда однотипной у представителей одного пола?

u Принято ли было ходить по домам в вашей местности во время Святок?

u Если «да», то принято ли было говорить какие-то слова, когда заходили в чужие дома?

u Могла  ли во время Святок молодежь совершить какие-то особые действия, например, завалить вход дровами у некоторых жителей и т. п. ?

u Участвовали ли в гадании представители разных полов?

u Использовали ли при гадании какие-либо предметы?

u Если «да», то какие могли использовать предметы?

u Существуют ли какие-то обряды в вашей местности в современный период?

Работа по обработке полученных данных.

       Любая работа требует выводов и заключения. Выводы нужны для того, чтобы кратко охарактеризовать основные результаты, к которым пришел автор в процессе работы. На данном этапе гипотезы сопоставляются с полученными результатами исследования, подтверждаются или опровергаются, становятся утверждениями, которые формулируются как результат исследований, как вывод. Кратко формулируются основные результаты работы в виде утверждения, а не перечисления всего того, что было сделано. Утверждающее содержание вывода - это то, на чем настаивает автор, что он готов защищать и отстаивать; иными словами, выводы -  это убеждения автора работы, за которые он готов бороться. Формулировки выводов должны быть краткими и точными, и, как правило, состоять из одного - трех пунктов.

Прогнозируемый результат проекта –

получение конкретного продукта. В данном случае -  накопление материала об обрядовых традициях жителей Сосновского района во время Святок и написание исследовательской работы «Обряды жителей Сосновского района Нижегородской области во время Святок», оформление альбома о традициях края.

Оценка проекта – в ходе осуществления проекта были достигнуты положительные результаты. Собран материал о традициях жителей края, составлена работа. В ходе осуществления проекта были исследованы, изучены обрядовые традиции жителей Сосновского района Нижегородской области. Выяснено, что традиции отличались в зависимости от места жительства, уровня жизни населения, социального развития. Во время Святок гадали во всех селениях района. Но в селах, деревнях эти гадания были более распространены, были связаны с более глубокими традициями, сохраняли более длительный период свой колорит, напевность и другие особенности. В поселке обряды носили менее детальный характер, в памяти жителей не осталось глубоких воспоминаний. Поэтому важно общаться с жителями деревень, сел, сохраняющих до сих пор обрядовость, помнящих песни и другие особенности быта середины ХХ в. Все песни, прибаутки подробно записывать. 

Самооценка – положительная, так как все получили опыт исследовательской работы, опыт коммуникативных навыков, сбора материала. Работа увлекла, сплачивала, заинтересовывала.

Участники проекта: учитель МБОУ Сосновская СОШ № 1 Андрианова Татьяна Сергеевна, учитель истории МБОУ Панинская СОШ Т. В. Студенова. Время осуществления проекта - 2011-2012 гг.

назад

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»